30.07.17г. вступили в силу основные положения федерального закона №218-ФЗ О ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ КОМПАНИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН — УЧАСТНИКОВ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ЗАСТРОЙЩИКОВ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Коротко опишу его основные моменты, которые будут важны дольщикам.
Итак, в ближайшие месяцы будет зарегистрирован обновленный фонд : ПУБЛИЧНО-ПРАВОВАЯ КОМПАНИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН, который будет аккумулировать средства застройщиков и в случае банкротства какого-либо из них выплачивать средства, необходимые для окончания строительства либо выплачивать компенсации непосредственно гражданам. Идея хорошая и, безусловно, нужная, ее необходимость назрела давно, поскольку практика работы страховых компаний в сфере строительства, к сожалению, не дала необходимого результата. При возникновении серьезных страховых случаев получить страховку оказалось делом невозможным, т.к. компании оказались однодневками. Поэтому депутаты и решили изменить способ гарантирования окончания строительства.
Из тех моментов, на которые необходимо обратить внимание дольщиков, я считаю следующие. Согласно закона застройщик — это хозяйственное общество, которое должно соответствовать целому ряду показателей. В частности, это хозяйственное общество, которое или основное общество которого либо любое из дочерних хозяйственных обществ основного общества имеет опыт (не менее трех лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов общей площадью не менее десяти тысяч квадратных метров в совокупности. Кроме того, размер собственных средств застройщика должен составлять не менее чем десять процентов от планируемой стоимости строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанной в проектной декларации в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона (далее — проектная стоимость строительства). Еще один важный момент о том, что необходимо наличие на дату направления проектной декларации в соответствии с частью 2 статьи 19 настоящего Федерального закона в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, денежных средств в размере не менее десяти процентов от проектной стоимости строительства на банковском счете застройщика, открытом в уполномоченном банке в соответствии с частью 2.3 настоящей статьи. Далеко не каждый банк может быть уполномоченным, что означает необходимость изменения у некоторой части застройщиков договорных отношений с банками.
Резюме:
Таковы основные моменты ограничений в новом законе. По мнению многих специалистов в этой сфере эти моменты являются очень существенными ограничениями для множества потенциальных застройщиков в регионах. Вероятнее всего, они будут вынуждены укрупняться либо уходить с этого рынка. Резервирование необходимых денежных средств на счетах в размере 10% от стоимости строительства, внесение 1,2% в компенсационный фонд и другие перечисленные моменты вызовут необходимость изменения ценовой политики оставшихся застройщиков.