Решил написать этот материал, поскольку практически все свое время занимаюсь судебными процессами и мне эта тема интересна. Попалась на глаза статья в Коммерсанте по статистике обращений в ВС РФ после глобального повышения пошлин и я решил «вставить свои три копейки» в эту тему.
Напомню, что с сентября прошлого года сильно возросли размеры пошлин при обращении в суды. Более того, появились пошлины за те обращения, которые ранее были вообще бесплатны (например, за подачу частных жалоб на определения судов). В основном размеры пошлин увеличились в разы, но в некоторых случаях в десятки раз. Например, сейчас пошлина государству за подачу жалобы в ВС РФ от предприятия составляет 80000 рублей.
Большинство юристов негативно отнеслось к таким изменениям, поскольку общая стоимость судопроизводства кратно возросла. Законодатель объяснил такое изменение необходимостью приведения в некоторое соответствие стоимостных изменений жизни, произошедшее за 10 лет, поскольку примерно столько по времени действовали прежние размеры пошлин. В Конституционном суде находится на рассмотрении вопрос о законности увеличения размеров пошлин от части депутатов Госдумы, которые голосовали против их принятия.
Я лично тоже негативно отнесся к таким изменениям, поскольку работаю с теми клиентами, которые «не гребут деньги лопатами». Для них новая цена судопроизводства стала неприятной. Но значительная проблема заложена даже не в цене пошлин как таковых, а в качестве отношений вышестоящих судов к участникам процесса.
Если на первой инстанции можно говорить о том, что в основном решение зависит от правильно сформированной позиции по делу и надлежащих доказательствах, то уже с процедурой обжалования все становится труднее и труднее по мере степени обжалования. Применительно к нашему региону и судам общей юрисдикции статистика примерно такова: областной суд удовлетворяет до 15% жалоб на решения судов первой инстанции; 9 кассационный около 10%, ну а Верховный суд РФ до 1%! Цифра до 1% выглядит просто вызывающе в общем потоке жалоб в ВС РФ. Из приведенных в Коммерсанте данных по спорам предприятий за период с 01.11.24г. по 1 февраля 2025г.: общее число вынесенных ВС актов (и основных, и промежуточных) снизилось на 41%, с 9596 до 5630 штук; число всех рассмотренных по существу жалоб упало даже сильнее — на 48,18% (4603 против 8883 штук); примерно вдвое меньше споров было передано в экономколлегию ВС: 86 дел против 161. Таким образом, из поданного количества жалоб в ВС 5630 только 86 дел было реально рассмотрено и жалобы удовлетворены (примерно 1,5%), остальные 98,5% вернулись с примерно таким текстом – «у вас все хорошо». Уверен, что в действительности процент одобрения жалоб должен быть гораздо больший, поскольку на Верховный суд россияне надеются как на бога, надеясь, что «только там увидят недостатки региональных судов». Однако по факту это практически никогда не срабатывает учитывая статистику в 1%, хотя обоснованность жалоб в большинстве своем надлежащая и заслуживающая внимания.
Надо ли говорить, что при таком отношении к заявителям жалоб и размерам пошлин число обращений будет падать. Есть теоретическая надежда, что «когда-то» коэффициент «одобрения жалоб» повысится, поскольку при глобальном снижении числа жалоб рано или поздно встанет вопрос перед руководством ВС РФ, что такое количество судей в этом суде не требуется. А к сокращениям наши суды не привыкли за 30 лет новейшей России. Поэтому со временем придется повышать качество рассмотрения жалоб.
Совет:
Не пытайтесь искать самостоятельно «правду в суде» насмотревшись фильмов про «наш самый гуманный суд» в мире. Весьма часто ко мне приходят люди уже после того, как самостоятельно проиграли первую инстанцию с просьбой помочь в обжаловании. Как видно, самый правильный подход это начинать работать с делом с самого начала, исправлять ошибки очень сложно, а чаще всего уже невозможно. Ну а по работе Верховного суда будем надеяться, что качество его работы будет меняться.