Пару месяцев тому назад Верховный суд РФ рассмотрел дело ограничившее право банка взыскивать с заемщика сумму сверх стоимости залога. Это решение серьезно поменяет практику банков по так называемому «завышению» стоимости залогового жилья. Это решение фактически подтверждает логику ЦБ РФ на снижение ипотечных рисков и отчасти цен на недвижимость, обозначенную неоднократно представителями ЦБ в течении уже более полугода.
Суть произошедшего в следующем. Заемщик получил кредит в банке, при этом залогом явилась квартира, которая при выдаче кредита была оценена с «завышением». Подобные схемы используются весьма часто банками и их клиентами. Больше всего такие схемы развиты в западных регионах, где работали весьма привлекательные ипотеки под 0,1%. Отчасти похожая схема применяется и у нас, когда изначально залоговая цена квартиры выше реальной рыночной. Делается это в основном для того, чтобы «на бумаге» (по договору) заемщик мог получить большую сумму, чем ему реально необходимо для покупки. «Дополнительную» сумму заемщик получает либо для ремонта либо для фактической выплаты первоначального взноса (если у покупателя его нет на момент приобретения жилья).
Согласно мнения ВС РФ банк теперь будет иметь возможность забирать у заемщика только квартиру и ничего более. Для примера: если ранее при долге допустим в 5 млн и оценочной стоимости квартиры в 5 млн при выдаче кредита, но цене квартиры на момент суда 4 млн, банк забирал квартиру и еще 1 млн заемщик оставался должен. Соответственно он должен был погашать долг хоть всю жизнь. Теперь ВС РФ указал, что первичная оценка при выдаче кредита имеет значение и именно от нее необходимо отталкиваться судам. Иными словами, если банк «рискнул» завысив цену ради клиента, то максимум на что он может рассчитывать – это забрать квартиру! И ничего более.
Выводы:
Полагаю, что схема с «завышениями» скоро «умрет», поскольку банки наверняка учтут позицию ВС РФ и пересмотрят практику своей работы. Поэтому у тех заемщиков, кто хотел воспользоваться этой схемой, время постепенно уходит. Вторым моментом, который произойдет, будет снижение цен покупок через банки. Участники сделок знали о реальных ценах, но формально цены были выше и это «разгоняло» цены рынка искусственно.