ЗЛОЧЕВСКИЙ.РФ

Юридические, риэлторские и медиативные услуги

Ежедневно с 2 до 17 по МСК.

8 962 285 10 31

Ответственность за недостатки коммунальных услуг.

        Читая материалы в соцсетях за эту неделю заинтересовался вопросом о том, какова ответственность руководителей за ненадлежащие услуги ЖКХ. Полученные результаты озадачили меня.

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354<br> (ред. от 31.07.2021)<br> «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»<br> (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственника

         К сожалению, практики применения ст.238 УК РФ по коммунальным услугам у нас в стране почти нет. Норма есть, а вот практики почти нет. Сама статья указывает следующее:

Статья 238. Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности

1. Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет;

в) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека.

В этом случае наказание более жесткое, но я его упустил, поскольку у нас и по части 1 материалов «раз, два и обчелся».

        Из того, что удалось найти по судебной практике в сфере Уголовного Кодекса в правовой системе «К+» для коммунальных услуг это случай с падением сосульки с многоквартирного жилого дома (МКД) (см. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 14 апреля 2021 года СЕДЬМОГО КАССАЦИОННОГО СУДА ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ), а также падение ребенка с качели во дворе (см. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОСЬМОГО КАССАЦИОННОГО СУДА ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ от 30 июля 2020 г. N 88-11855/2020). Скажем так – «Не густо», учитывая необъятные просторы России, массовое ветшание коммунальных сетей (насколько я ориентирован, аварийное и ветхое состояние сетей более 60%) и огромное количество фактов, излагаемых в соцсетях по недостаткам в услугах. Почему-то «сидельцев» почти нет.

         Теперь  о ситуации в Благовещенске. Очевидно, что начало отопительного сезона в Благовещенске «хромает». Все лето горожан беспокоили сначала «300 ям», потом массовые перекопы и качество питьевой «нормативной» воды, а теперь каждый день уже в течении недели множество новостей о проблемах с горячей водой и теплоснабжением. Вроде и прокуратура «увидела» нарушения в начале отопительного сезона, хотя мэрия «салютовала» несколько недель тому назад о готовности к началу отопительного сезона. Видимо, проблемы проявились только сейчас и пару недель тому назад их невозможно было увидеть или прочувствовать. Надеюсь, что после того, как ситуация «взята на контроль», подрядчикам «пригрозили пальчиком», все проблемы разрешится и  горожане перестанут кричать о них. Именно кричать, поскольку в массе материалов опубликованных в инстаграмме слышен уже  «крик души».

        Позволю себе указать еще выдержки из нормативов, которые говорят о том, что услуги ненадлежащего качества не подлежат оплате. Предполагаю, что сами по себе «оказыватели коммунальных  услуг» вряд ли захотят снизить начисляемые горожанам платежи. Почти уверен, что они «будут стесняться» это сделать сами. Поэтому, надо обращаться с претензией к ним ссылаясь на нижеуказанные нормы.


        Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 31.07.2021) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

150. Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», в случаях, указанных в пункте 157 настоящих Правил.

157. При предоставлении исполнителем потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», в следующих случаях:

а) если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг;

б) если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг, установленные в приложении N 1 к настоящим Правилам;

в) если давление холодной или горячей воды и (или) температура горячей воды в точке водоразбора не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

г) если давление газа в помещении потребителя не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

д) если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

е) если температура воздуха в помещении потребителя (в том числе в отдельной комнате в квартире) ниже значений, установленных законодательством Российской Федерации, более чем на величину допустимого отклонения температуры и (или) если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в приложении N 1 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за некачественное отопление в случае проведения потребителем мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период (установка уплотняющих прокладок в притворах оконных и дверных проемов, замена разбитых стекол, утепление входных дверей в помещение и т.д.);

ж) если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредставлении;

з) в других случаях, предусмотренных договором.

Резюме:

        Если же  у кого из горожан возникнет вред здоровью или жизни вам придется внимательно поизучать практику применения ст.238 УК РФ для того, чтобы постараться наказать виновников.