ЗЛОЧЕВСКИЙ.РФ

Юридические, риэлторские и медиативные услуги

Ежедневно с 2 до 17 по МСК.

8 962 285 10 31

Установка приборов учета.

Сегодня решил затронуть тему установки счетчиков с помощью системы Гарант. В продаже имеется масса счетчиков (воды, электроэнергии, тепла). Эта тема важна и для собственников квартир и для собственников нежилых помещений, поскольку счетчики должны быть во всех помещениях и их отсутствие влечет серьезное наказание для любого собственника.

Сегодня решил затронуть тему установки счетчиков с помощью системы Гарант. В продаже имеется масса счетчиков (воды, электроэнергии, тепла). Эта тема важна и для собственников квартир и для собственников нежилых помещений, поскольку счетчики должны быть во всех помещениях и их отсутствие влечет серьезное наказание для любого собственника.

Действующим законодательством предусмотрен приоритет расчетов по счетчикам, нежели осуществление расчетов по нормативу.  Как правило, расчет по счетчику значительно дешевле, чем вести расчеты по нормативу. В июле 2020 года изменились требования законодательства и теперь ответ на вопрос о том, кто должен установить счетчик, зависит от вида ресурса, который должен измерять индивидуальный прибор учета (ИПУ):

— счетчики воды и тепла (при наличии техвозможности) это обязанность собственника помещения, который обязан оснастить ими свое помещение (ч. 4, ч. 5, ч. 5.1, ч. 7 ст. 13 Закона об энергосбережении, п. 81 Правил N 354);

— счетчики электроэнергии — это забота энергосбыта. С 01.07.2020 ответственность за коммерческий учет электроэнергии перенесена с потребителей на сетевые организации и гарантирующих поставщиков (п. 5 ст. 37 Закона об электроэнергетике). Именно эти субъекты обязаны — в ходе обеспечения коммерческого учета электроэнергии на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению — приобретать и устанавливать ИПУ электроэнергии (абз. 3, абз. 4 п. 5 ст. 37 Закона об электроэнергетике, п. 80.1 Правил N 354). У нас в доме недавно заменили все счетчики бесплатно.

Теперь об ответственности за отсутствие счетчика либо за его состояние. РСО – ресурсоснабжающая организация. 

Если потребитель длительно (для квартир — более трех месяцев с момента выхода ИПУ из строя, для нежилых помещений — более 2 месяцев (см. пп. «а» п. 59, п. 60 Правил  установленных Постановлением Правительства РФ N 354) не ставит прибор учета и/или не вводит его в эксплуатацию, или не пропускает в свое помещение для установки (проверки, обслуживания) электросчетчика, то для него расчетный норматив потребления умножается на повышающий (штрафной) коэффициент:

— за горячую, холодную воду и электричество — коэффициент равен 1,5 для жилья (абз. 3 п. 42 и формула 4.1 приложения N 2 к Правилам N 354, а также п. 60.3, абз. 10 п. 80.2 Правил N 354). Кстати, если потребитель «одумается» и пустит к себе представителей гарантирующего поставщика для обслуживания и проверки ИПУ, то «обратного» пересчета по фактическим показаниям уже не будет (письмо Минстроя России от 04.08.2020 N 24268-ОГ/04). Для нежилых помещений ответственность гораздо серьезнее – известны случаи завышения стоимости в 50 и более раз относительно реально потребленного ресурса.

Теперь о том, что можно оснастить многоквартирный дом общим прибором учета силами РСО. 

Согласно с ч.ч. 9, 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ именно РСО оснащают МКД приборами учета — как по инициативе собственников, так и по инициативе самой РСО, если собственники свою обязанность не исполнили:

— во-первых, РСО обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета и не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора на установку/ замену/ эксплуатацию прибора учета того ресурса, который поставляет РСО;

— во-вторых, если РСО выявила «неоприборенный» МКД, то нарушителю дается два месяца на то, чтобы самостоятельно обратиться в РСО за установкой счетчика. Если до истечения 2 месяцев с момента выявления нарушений договор не заключен и прибор учета не установлен, установить его должна РСО самостоятельно. В дальнейшем РСО вправе потребовать оплаты такой установки прибора. Гражданам-собственникам помещений в МКД предоставляется пятилетняя рассрочка на эти платежи. В связи с рассрочкой на указанные платежи начисляются проценты, но в размере не более ключевой ставки ЦБ РФ (в настоящее время 5% годовых).

Выводы:

            Подытожив сказанное сделаю такой вывод: если ваш МКД не может решить проблему установки общих приборов учета путем единовременного сбора средств с собственников всех помещений (жилых и нежилых) в доме, считаю целесообразным обращаться от имени собственников в адрес РСО (для Благовещенска это, обычно, ООО АКС на ул.Мухина 73) и требовать установки таких счетчиков за счет этой компании.

            На мой взгляд, такой вариант решения проблемы установки счетчиков наиболее рационален с точки зрения финансовых затрат, ведь, установив счетчик за счет ООО АКС, вы будете ежегодно экономить значительное количество своих собственных средств постепенно (в течении 5  лет!) оплачивая лишь по 5% годовых дополнительно к стоимости счетчика и его установки. Это очевидно выгодно. К примеру, оплачивая коммунальные начисления по нормативу по одному из объектов мне в конце года делают перерасчет на сумму почти месячного платежа (засчитываю мне переплату в счет следующего платежа)! Поэтому полагаю, что переход на оплату по счетчику в большинстве своем рационален с точки зрения финансов. Ну и в конце концов, гораздо приятнее платить за реально потребленные ресурсы, а не за «воздух», который нам чаще всего «впаривают» при расчетах по нормативу.

            Кроме вышеуказанного нюанса «экономии» на установку счетчика, в этом году выявились некоторые нюансы, которые могут также сподвигнуть благовещенцев на установку счетчиков. Были большие проблемы по отоплению в Белогорье, Астрахановке и поселке Аэропорт. Связано это было, насколько я информирован, с тем, что некоторое время тому назад ООО «АКС» закупили термороботы, которые должны автоматически выдавать температуру выходящей воды в систему теплоснабжения дома в зависимости от температуры наружного воздуха. Идея сама по себе хорошая, однако, вероятно, некоторые специалисты ООО «АКС» не правильно рассчитали необходимые параметры для качественного снабжения домов теплом или некорректно были заявлены требования для аукциона по покупке этих агрегатов и в итоге в этом году несколько объектов серьезно мерзли по причине недостаточности тепловой нагрузки. Насколько я помню, даже мэр города был вынужден вмешиваться в ситуацию реагируя на жалобы горожан. В этом смысле, отсутствие необходимых параметров воды или снизит ваши расчеты за это время или вообще уберет начисления, поскольку как таковой качественной услуги вы не получаете.

            Поэтому учет ресурсов по счетчикам, как минимум, справедливее, чем по нормативу. Для себя лично я давно решил, что там, где есть возможность установить счетчик, я всегда это делаю, чего и вам советую. Если же ресурсники «не захотят» это сделать, то есть механизмы «возбуждения у них этого желания». Механизмы работающие и эффективные. Если есть желание посоветоваться в этой части позвоните и мы встретимся по этому вопросу.