Сегодня Известия распространили информацию, которая меня давно интересует и вызывает желание поразмышлять над ней. Видимо пришел момент.
Итак, согласно опубликованной информации в I квартале 2021 года в России зафиксировано 1529 лжебанков, которые маскируются под сайты других известных кредитных организаций. Число лжебанков выросло на 20% по сравнению с 1 кварталом 2020-го. За прошлый год в России выявлено около 6,5 тыс. мошеннических доменов, на которых были зарегистрированы лжебанки. Как правило, юридическое название мошеннического сайта отличалось от оригинального на один-два знака, при этом цвета и логотипы максимально похожи. Часто мошенники обзванивают интересующихся услугой граждан, представляются известным банком, предлагают помощь в оформлении кредитов, а также юридические услуги для решения проблемных вопросов с возможными действующими займами.
Число подобных сайтов растет, т.к. это самый дешевый и массовый способ атаки на граждан. Ограничения прошлого года по перемещениям россиян подыграли этой сфере «услуг». Россияне стали чаще интересоваться подобными сервисами и, как следствие этому, чаще попадать в неприятности. Кто-то получил отказ при обращении в официальный банк и поэтому ищет «услугу» в интернете. У кого-то уже сформирована плохая кредитная история. У кого-то заработок «не дотягивает», кому-то лень пройтись в банк, кого-то завлекают «виртуальными» бонусами и скидками и т.д.
Сами банки не «спят», они пытаются выискивать «конкурентов», поскольку эти обстоятельства очевидно играют против официальных банков. Работает в этой сфере и ЦБ РФ и Роскомнадзор и правоохранительные структуры. Специалисты говорят, что среднее время на блокировку мошеннических ресурсов — от 10 до 70 часов, но в крайних случаях время на ограничение доступа может доходить до нескольких недель. За это время лжесайты успевают обмануть до нескольких десятков человек. Из годового отчета ЦБ РФ следует, что в прошлом году он заблокировал 1034 сайта лжекредитных организаций и 45 сайтов лжестраховых компаний. Ограничение доступа к сайтам лжебанков в Роскомнадзоре.ведется с III квартала 2020-го года: всего за прошлый год удалено и заблокировано 344 ресурса с недостоверными сведениями о деятельности кредитных организаций. В службе уточнили, что в I квартале 2021 года прекращен доступ к 180 сайтам, связанным с незаконной банковской деятельностью.
Согласно опубликованной Министерством внутренних дел статистике, в 2020г. на 77% выросло число преступлений с использованием цифровых технологий по сравнению с тем же периодом 2019 года. В том числе на 500,2% больше зафиксировали преступлений с платёжными картами. Почти в два раза выросло число преступлений с использованием мобильных телефонов – с января по сентябрь их было 155 177 (на 97,7% больше, чем за первые девять месяцев 2019-го). Также зарегистрировали 209 671 преступление с использованием интернета (их число выросло за год на 93,2%) и 7318 правонарушений с применением программных средств (на 62,8% больше, чем в прошлом году). Самыми распространёнными преступлениями в IT-сфере оказались мошенничество (148 322) и кража (124 408).
В свою очередь, председатель Следственного Комитета России Александр Бастрыкин в прошлом году озвучивал свои данные по подобным преступлениям: с 2013 года число киберпреступлений выросло в 20 раз! В 2019 году было зарегистрировано 294 400 IT-преступлений, что на 68,5% больше, чем в 2018.
Выводы:
Рекомендации специалистов таковы: очевидно, что подобные проблемы будут только расти в ближайшие годы. Поэтому, старайтесь работать постоянно с тем проверенным сайтом банка, который сохранен у вас закладках. Если открываете новую закладку старайтесь сверить адрес сайта с первоисточником «до всех запятых». Хорошо-бы проверить дату регистрации домена. Внимательно относитесь к навязчивой рекламе. Весьма часто во вложениях сделаны ссылки для переходов на искомые услуги. Желательно сверяться с данными, опубликованными в справочнике Банка России. Настоящие сотрудники банка не будут предлагать вам продиктовать данные карты, пройти до ближайшего автомата для снятия денежных средств, переводить их на «другой» счет и т.п. Как только вы услышите от «сотрудника» банка подобные фразы сразу выключайтесь.