ЗЛОЧЕВСКИЙ.РФ

Юридические, риэлторские и медиативные услуги

Ежедневно с 2 до 17 по МСК.

8 962 285 10 31

Счетная палата рассказала о рисках невыполнения программ помощи обманутым дольщикам и вероятности дальнейшего роста числа таких граждан.

Сайт Индикаторов рынка недвижимости сообщил, что на этой неделе аудитор Счетной палаты Светлана Орлова выступая на коллегии палаты сказала следующее.

«На март текущего года в Единый реестр проблемных объектов включено более трех тысяч домов и свыше тысячи застройщиков в 76 регионах. Наиболее сложная ситуация складывается в Москве, Московской, Ленинградской, Нижегородской областях и Краснодарском крае. С учетом снижения покупательной способности населения, а также участившихся случаев банкротства небольших и средних застройщиков, есть риски дальнейшего увеличения количества проблемных объектов и, соответственно, числа обманутых дольщиков. Из-за изменений в законодательстве с середины 2019 года регионы не ведут реестр таких граждан. На июль прошлого года в нем числилось порядка 48 тыс. человек. В то же время по различным экспертным оценкам, их общее количество сейчас составляет от 180 до 200 тыс. человек. Поэтому Счетная палата рекомендует Правительству в первую очередь провести совместно с регионами полную инвентаризацию обманутых дольщиков».

По оценке Фонда защиты прав дольщиков, на 1 января 2020 года необходимо достроить 3137 жилых домов, и на это нужно 686 млрд руб. В свою очередь в «АО «ДОМ.РФ» подсчитали, что только из федерального бюджета в 2020-2024 годах на эти цели потребуется порядка 722 млрд руб. При этом законом о бюджете Фонду в 2020 году предусмотрено только 3 млрд руб., а в 2021-2022 годах бюджетные ассигнования вообще не запланированы.

Есть вопросы и к работе самого Фонда. Во-первых, это низкий уровень расходования средств, которые Фонд получил из федерального бюджета в 2018-2019 годах. Так, в 2018 году из предусмотренных 8 млрд рублей он использовал только 43,5 млн рублей (0,54%), в 2019 году – 8,11 млрд рублей из 43,56 млрд рублей (18,6%).

«Это свидетельствует о крайне низком качестве бюджетного планирования у Минстроя России. Бюджетные средства выделялись Фонду в отсутствие оценки степени технической готовности проблемных объектов, без определения необходимого размера денежных средств и сроков завершения строительства, а также размера предполагаемого возмещения обманутым дольщикам», – констатировала Светлана Орлова.

Второе, что обращает на себя внимание, – это многократное превышение заработной платы сотрудников Фонда относительно средней по России и Москве. При этом высокий уровень зарплат пока не подкреплен значимыми результатами отмечают в СП.

«Результаты деятельности Фонда как института развития можно охарактеризовать как «весьма скромные, – отметила аудитор. – Так, за три года его работы (с 2017 по 2019 годы) завершено строительство чуть более 3 тысяч жилых помещений (а не домов!), а компенсации выплачены немногим более 1 300 обманутым дольщикам». Это «капля в море»!

Резюме:

Печально и тревожно! Количество обманутых дольщиков из-за нерадивых, а порой и преступных застройщиков, а также коррумпированных чиновников в России не уменьшается. Количество разного рода контролирующих «всё» «государевых служащих» по сравнению с Советским Союзом выросло более чем вдвое! В закон №214-ФЗ вносятся и вносятся поправки, которые «ужесточают» возможность строительства, ответственность и соответственно конечную стоимость продукта за счет дольщика. Можно вспомнить некоторые из таких изменений – СРО, страхование, фонды и, наконец, эскроу-счета с проектным финансированием. Все эти «примочки» в законе лишь отчасти уменьшали риски россиян, но в конечном итоге значительно влияют на конечную стоимость строительства. Неужели в России невозможно настроить работы контролирующих структур так, чтобы «мышь не проскочила», чтобы все «нехорошие люди» боялись неотвратимости наказания? Неужели мы будем всегда решать проблемы дольщиков за их и за наш счет? Здесь я говорю о том, что достраивают проблемные дома, как правило, за бюджетные средства, а это значит, что «у кого – то забирают» эти средства. Кто-то же их недополучит! У нас и так около 70 дотационных регионов, лишь около полутора десятков профицитные.

В настоящий момент уже два года длится очередная реформа долевого строительства – эскроу-счета + проектное финансирование. Продвигается она «со скрипом», застройщики «терпят до последнего» не желая работать по новым правилам, но видимо, все-же, придется. Не хочется нашему государству нести ответственность за строительство, оно решило переложить бремя ответственности с себя на банки. Постепенно количество  объектов по России, строящихся по новым правилам, увеличивается, но одновременно и увеличивается риск для тех же дольщиков мелких и средних компаний перейти в статус «обманутых», поскольку результатом этой реформы будет укрупнение бизнеса и поэтому справятся с ней далеко не все. По оценкам застройщиков до трети из их общего количества может уйти с рынка, поскольку требования действительно очень жесткие!     Вот такая «печальная и тревожная картина нарисована» мною и аудитором Счетной Палаты России. Жаль, что не прозвучала информация о «завышенных заработных платах» чиновников из этого фонда! Думаю, она бы поразила многих моих читателей, если она явились «высокой» даже для Москвы. Известно, что «некоторые» прогосударственные «топ-менеджеры» весьма неплохо «зарабатывают» (правильнее сказать «получают»). СМИ указывают 1 млн в день и даже 4!