Такая мысль будоражит умы многих россиян, пытающихся отслеживать изменения в экономике, в настоящее время. И если он начался, то что делать?
Напомню, что прошлый год прошел «под знаком большой таможенной войны» между двумя сильнейшими экономиками мира – США и КНР. Весь прошлый год было очень тревожно, поскольку «соперники обменивались ударами» практически ежемесячно и волнение нарастало вплоть до декабря. К декабрю страсти немного поутихли, поскольку стороны «конфликта» решили «зарыть топор войны» на год. Аналитики вздохнули с облегчением, поскольку большинство из них склонялось к выводу о том, что этот «обмен ударами», вероятнее всего, должен был спровоцировать очередной мировой финансовый кризис.
Страсти улеглись, но буквально через несколько недель «появилась новая беда» — коронавирус. Сначала он «поразил» центр логистики Китая, а в настоящее время захватил уже более половины стран мира как бы его не сдерживали. Развитие ситуации с коронавирусом подозрительно совпало с прекращением острой фазы таможенной войны между КНР и США и есть предположения у значительной части аналитиков, что это не случайно. Но оставим эти размышления на потом. Усилиями властей многих стран удается значительно снизить возможные последствия развития такой болезни, однако эти усилия приводят к массовым ограничениям. В частности, в Китае фактически люди массово не работают, заводы простаивают, туристы почти перестали летать на самолетах и т.п. А ведь Китай — это фактически локомотив реальной индустрии на сегодня. Подавляющее большинство заводов и фабрик мировых гигантов находится именно там и остановив их работу через некоторое время весь остальной мир это ощутит. Благовещенск как никто другой чувствует «нехватку» китайских товаров. Думаю, все помнят огурцы по 500 рублей в начале февраля. Наверняка есть подобные проблемы в массе других сегментов торговли, просто они пока не видны рядовому обывателю, о них переживают пока только предприниматели и их партнеры, которые связаны с тем или иным видом деятельности. Поэтому проблемы торможения мировой экономики и переход ее в период «сваливания гуляет где-то очень близко». С такими переживаниями живут большинство экономических аналитиков с начала 2020 года. Вероятнее всего, коронавирус быстро «не рассосется» и поэтому с ним нам придется попереживать еще несколько месяцев.
А тут еще «прилетел подарок» в пятницу со встречи ОПЕК+. Поскольку результаты встречи были озвучены поздно мировые биржи уже были закрыты и их «реакцию» мы смогли прочувствовать только в понедельник. Реакцию нашей биржи мы увидели вчера, поскольку 9 марта Россия отдыхала. Реакция печальна! Очередной шок для мировой экономики и так балансирующей на грани срыва. Цены на нефть упали одномоментно почти на треть! Такого не было около 30 лет с момента войны в Персидском заливе. Вчера цены отыграли частично это падение, но все-равно падение цен и сверхпредложение нефти на рынке очевидно. Как теперь будут вести себя «партнеры» по ОПЕК+? Каждый за себя или все-таки найдут возможность найти компромисс? Вопросы есть , а ответов на них пока нет.
Выводы:
каждому россиянину, хоть немного интересующемуся экономикой, в ближайшее время надо смотреть развитие событий и пытаться понимать, каким образом происходящие в мире изменения коснутся его лично. Эти изменения затронут всех без исключения! Вопрос только в том – когда и насколько сильно! А для ответа на эти вопросы необходимо следить за ситуацией и пытаться немного ее опережать.
По опыту прошлых кризисов можно сказать следующее. В период паники россияне «гребли всё». Кто-то покупал валюту, кто-то по несколько телевизоров, кто-то машины, ну а кто-то недвижимость. Особенно заметно это явление было в 1998 году и в конце 2013 года. Напомню, что в августе 1998 года обвалился российский рубль (за 2 месяца почти в четыре 4 раза!), а в 2013году изменения произошли уже менее существенные, но все-равно сильные (рубль снизился более чем вдвое за 3 месяца). В этом году, я пока не вижу таких сильных перспектив изменений по валюте. Думаю, что нефти все-таки не дадут так сильно упасть, поскольку наши «партнеры» — американцы и саудиты сами не хотят видеть нефть дешевле 43 долларов, поэтому если и будет курс нефти ниже, то, на мой взгляд, относительно кратковременно.
Тем не менее, исключить нельзя и подобное развитие событий, если кризис перейдет в острую фазу. Поэтому старайтесь анализировать происходящее и проглядывать ближайшие перспективы для себя лично. Если у вас назрела необходимость улучшения жилищных условий – улучшайте. Не будучи аналитиком почти невозможно попасть в «яблочко». Тем у кого есть наличка, целесообразнее сохранить ее до так называемого «дна рынка». Тогда у вас будет гораздо больший выбор по количеству предложения и значительно более приятной цене (в прошлые кризисы цена падала примерно на треть!). Но для этого придется выждать года два с момента начала кризиса. Если же у вас есть возможность получить кредит, то, вероятнее всего, вам надо будет брать квартиру в период «паники», а в этот момент и цены завышены и предложения меньше. Но вы, скорее всего, не сможете прокредитоваться в будущем на прежних условиях, поскольку, как только начинается кризис банки сразу же сворачивают программы кредитования через ужесточение условий либо повышение стоимости кредита. Так что оценивайте свои возможности и желания с учетом этих рекомендаций.