Год тому назад был принят закон №123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» и наступил момент вступления его в силу (01.06.19г.) Однако в СМИ не слышно о том, как будет происходить реализация этого закона, хотя он меняет систему предъявления претензий к страховым организациям при ДТП. Правовая система К+ написала материал на эту тему, которой я решил поделиться с вами.
С01.06.19г. на страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) и добровольное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (КАСКО) возлагается обязанность организовать взаимодействие с уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг (финансовым уполномоченным). До предъявления страховщику иска на сумму не более 500 000 руб. или иска, вытекающего из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения в рамках ОСАГО, потребитель, а также лицо, к которому перешло право требования потребителя, по общему правилу будут обязаны передать спор на рассмотрение финансового уполномоченного. Таковы требования закона. Пока в наших местных филиалах страховых организаций еще не знают каким образом осуществляется эта досудебная работа. Они просто перенаправляют документы в головную организацию и, видимо, там будет организована эта работа. Хотя прошла неделя с момента вступления в силу закона, но официально «тишина». Думаю, что у некоторой части автолюбителей могут возникнуть проблемы при подаче исков в суды из-за того, что они не выполнили требования закона по обращению к финансовому уполномоченному. У нас в области таковой специалист за год не появился, надежда только на выполнение этой функции головными офисами страховых организаций.
При обращении к финансовому уполномоченному нужно учитывать следующее:
он рассматривает обращение потребителя финансовых услуг, если со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более 3 лет;
до направления обращения финансовому уполномоченному необходимо обратиться с заявлением к страховщику, к которому у потребителя есть претензии. В случае если потребитель не получит ответ на свое заявление или полученный ответ его не устроит, он вправе направить обращение финансовому уполномоченному.
Важно: если страховщик не включен в реестр Банка России либо в перечень финансовых организаций, организовавших взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе, потребитель вправе заявить свои требования в судебном порядке без направления обращения финансовому уполномоченному. Обращение потребителя может быть направлено финансовому уполномоченному на бумажном носителе или в электронной форме (в том числе через личный кабинет на официальном сайте финансового уполномоченного или через портал госуслуг). Рассмотрение обращений потребителей осуществляется финансовым уполномоченным безвозмездно. Исключение: подача обращения лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации. Решение финансового уполномоченного необязательно для потребителя. В случае несогласия с таким решением потребитель вправе в течение 30 дней после дня его вступления в силу обратиться в суд с иском к страховщику в общем порядке. Если вступившее в силу решение финансового уполномоченного не будет исполнено страховщиком, финансовым уполномоченным может быть выдан исполнительный документ для его принудительного исполнения. Потребитель может направить обращение финансовому уполномоченному и в отношении договоров, которые были заключены до дня вступления в силу рассматриваемого закона — 03.09.2018 (услуг, которые были оказаны или должны были быть оказаны до этой даты).
Выводы:
учитывайте эти изменения в своей жизни. Автолюбителей у нас огромная масса. Незнание этих моментов может создать определенные трудности при реализации возможностей по взысканию расходов от ущерба по ДТП. Думаю, что деятельность «перекупщиков» прав требования станет менее прибыльной. В настоящее время достаточно часто выгоднее самому потерпевшему обратиться в страховую организацию для расчета, поскольку страховые компании стали гораздо серьезнее относиться к своим обязательствам «нахватавшись пыли по судам». Подумайте об этом прежде чем отдавать свои права требования по ДТП «перекупам».