С мая 2017 года в России должна была заработать новая система ОСАГО. Суть ее такова.
Приоритетом формально является восстановление автомобиля в СТО, а не денежная выплата возмещения ущерба страховщиками. Такое изменение законодательства произведено по просьбе самих страховщиков. Они в том момент хотели «уйти от аварийных комиссаров» таким путем. Однако прошло более 5 месяцев, а «воз и ныне там».
Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) направила письмо в Центробанк, в котором утверждается, что прямое урегулирование убытков по ОСАГО в РФ так и не заработало. Страховщики не заключают договоры с официальными дилерами и не направляют к ним на ремонт гарантийные автомобили. При этом, как отмечают представители РОАД, существующие нормы денежных выплат по ОСАГО вынуждают использовать при авторемонте старые запчасти, что ведет к потере гарантии. Суть конфликта такова. «Потребитель не может воспользоваться качественной услугой, а автодилеры не получают возможности осуществить ремонт в соответствии с Федеральным законом №40-ФЗ (ОСАГО)», — говорится в этом обращении. Разница между ремонтом у «официала» и денежной компенсацией весьма существенная: в первом случае закон обязывает оплатить услуги дилера и установить исключительно новые запасные части, во втором — страховщики платят гражданам компенсацию с учетом износа деталей. Износ определяется по единой методике расчета ущерба Российского союза автостраховщиков (РСА). При этом цены в этой методике сильно занижены. Отсюда страховщикам гораздо выгоднее работать по старому, выплачивая компенсации по заниженным тарифам и не отправляя на ремонт автомобили, поскольку там придется устанавливать новые запчасти. Формально страховщики не нарушают закон, который сами же инициировали. По нему приоритет натурального возмещения действует, когда у страховщика заключен соответствующий договор с СТО (в том числе дилерской), отвечающей установленным в законе об ОСАГО требованиям. При этом обязанности по заключению таких договоров нет ни у страховщиков, ни у СТО — это полностью добровольные взаимоотношения и их условия устанавливаются по взаимному согласию сторон.
Что делать в этой ситуации автовладельцам? К сожалению, они остались «у разбитого корыта». Так распиаренный в этом году самими страховщиками закон, который должен был убрать «романтиков с большой дороги» в лице аварийных комиссаров, не заработал и вряд ли заработает, пока в него не внесут ответственность страховщиков перед автовладельцами и государством за отсутствие договорных отношений с СТО и как следствие этому возможность выбора у потребителя о возможности получения реальной компенсации ущерба от ДТП. А пока сами же страховщики продолжают «кормить армию комиссаров» и получать негатив от своих клиентов. Что тут скажешь – Россия!!!