ЗЛОЧЕВСКИЙ.РФ

Юридические, риэлторские и медиативные услуги

Ежедневно с 2 до 17 по МСК.

8 962 285 10 31

Качество законодателя.

Недавно прочитал в АиФ весьма интересную информацию и думаю, что мои мысли будет вам интересны. Суть статьи в том, каково качество нормативных документов у нас в стране.

Итак, согласно официальной статистике экспертов Санкт-Петербургского университета ими выявлено более 240000 случаев использования слов и выражений, придающих текстам неопределенность в 36500 нормативно-правовых актах! Таким образом, получается, что в среднем на один акт приходится 7 таковых слов и выражений! Обычно  выражения формулируются так — «в исключительных случаях», «как правило», «прилегающие территории», «по мере необходимости» и т.п.  Такие формулировки позволяют исполнителям закона действовать сообразно тому, как им хочется в данный момент. Ведь каждый случай они могут назвать и исключительным и неисключительным в своем роде. К примеру, у наших полицейских практически все случаи рассмотрения заявления о возбуждении уголовного дела «исключительные»  по сложности. Будь то кража велосипеда с уже найденным вором и велосипедом или  хищение нескольких миллиардов бюджетных средств с космодрома. Я понимаю, почему так происходит фактически — в основном проблемы документооборота (скорости согласования необходимых решений) и большое количество обращений. Если я правильно помню УК РФ, то решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела должно быть принято не позднее 3 суток с момента принятия заявления. Однако тут же имеется оговорка, что «в исключительных случаях срок 10 дней». Практика показывает, что фактически все случаи обращения в полицию являются в чем-то «исключительными». Причем обычно сотрудники полиции даже за 10 дней не справляются отписываясь, что «не удалось установить контакт со злодеем». Зато у нас везде декларируется, что срок рассмотрения заявления 3 суток!

Теперь далее по теме. Наличие таких двусмысленных формулировок дает массу возможностей для злоупотреблений, а значит для развития коррупции. Чиновник начинает размышлять, как можно использовать ситуацию так, чтобы ему было «интересно». Возникает вопрос: «Для чего законодатель пишет такие формулировки в нормативные акты?». Получается, что они сознательно создают почву для коррупции. Иного вывода из этой сложившейся практики я сделать не могу. А чиновник в этой ситуации вроде как и почти не виноват — просто ему обычная житейская ситуация, которую можно разрешить «в две секунды», привиделась как строительство очередного космодрома. Поэтому он ее и не разрешил заявителю в желаемом ему русле без «подаяния». Так что долго мы еще будем волочиться в телеге с названием «коррупция и злоупотребления» по бескрайним просторам России пока «царь» не укажет своим «боярам» на устранение этих недостатков.